Пароходное общество «Кавказ и Меркурий» (Старейшее пароходство на Волге, Каме и Каспийском море)

Основано в 1858 году путем слияния волжского пароходства «Меркурий» с обществом «Кавказ», имеющим флот на Каспийском море.

Инициатором этого дела являлся председатель правления общества «Меркурий» статский советник Новосельский Н.А., который предложил общему собранию акционеров общества возбудить ходатайство о распространении его деятельности на Каспии.

29 апреля 1858 года ходатайство с проектом нового устава объединенного общества под фирмою «Кавказ и Меркурий» было представлено в Петербург и 21 мая того же года объединение было утверждено.

В навигацию 1858 года делается попытка установить срочное пассажирское сообщение и на Каме- между Пермью и Нижним Новгородом.

Пионером этого нового и полезного дела для всего Камского бассейна было пароходное общество «Кавказ и Меркурий», пустившее на камскую линию на первый раз четыре волжских парохода: «Лоцман», «Молодец», «Бурлак» и «Сильвестр». В 1859 году, заменив п/х «Сильвестр» пароходом «Адашев», общество еще прибавило два пассажирских парохода- «Купец» и «Сибиряк».

Однако «меркурьевские» пароходы не могли выдержать конкуренцию с прочно установившимися камскими пароходствами И.И. Любимова, братьев Каменских и У.С. Курбатова.

И вследствие обострившейся конкуренции, в 1881 году общество «Кавказ и Меркурий» ушло с Камы, проработав на ней 23 года. Все свое внимание в дальнейшем общество сосредоточило на Волге.

В навигацию 1914 года общество «Кавказ и Меркурий» содержало следующие линии:

  • Нижний Новгород – Астрахань скорая (ежедневно)
  • Нижний Новгород – Астрахань пассажирская
  • Рыбинск – Нижний Новгород – Пермь пассажирская (ежедневно) и по всему Каспийскому морю.

В скорой линии Нижний Новгород- Астрахань новейшие теплоходы, построенные Коломенским заводом, с роскошной отделкой и полным комфортом. Имелись отдельные каюты III класса.

На всероссийской выставке в 1896 г. а Нижнем Новгороде общество «Кавказ и Меркурий» получило за свою судостроительную деятельность высшую награду – государственный герб.

Наверх