Пароходное общество «Кавказ и Меркурий» (Старейшее пароходство на Волге, Каме и Каспийском море)
Основано в 1858 году путем слияния волжского пароходства «Меркурий» с обществом «Кавказ», имеющим флот на Каспийском море.
Инициатором этого дела являлся председатель правления общества «Меркурий» статский советник Новосельский Н.А., который предложил общему собранию акционеров общества возбудить ходатайство о распространении его деятельности на Каспии.
29 апреля 1858 года ходатайство с проектом нового устава объединенного общества под фирмою «Кавказ и Меркурий» было представлено в Петербург и 21 мая того же года объединение было утверждено.
В навигацию 1858 года делается попытка установить срочное пассажирское сообщение и на Каме- между Пермью и Нижним Новгородом.
Пионером этого нового и полезного дела для всего Камского бассейна было пароходное общество «Кавказ и Меркурий», пустившее на камскую линию на первый раз четыре волжских парохода: «Лоцман», «Молодец», «Бурлак» и «Сильвестр». В 1859 году, заменив п/х «Сильвестр» пароходом «Адашев», общество еще прибавило два пассажирских парохода- «Купец» и «Сибиряк».
Однако «меркурьевские» пароходы не могли выдержать конкуренцию с прочно установившимися камскими пароходствами И.И. Любимова, братьев Каменских и У.С. Курбатова.
И вследствие обострившейся конкуренции, в 1881 году общество «Кавказ и Меркурий» ушло с Камы, проработав на ней 23 года. Все свое внимание в дальнейшем общество сосредоточило на Волге.
В навигацию 1914 года общество «Кавказ и Меркурий» содержало следующие линии:
- Нижний Новгород – Астрахань скорая (ежедневно)
- Нижний Новгород – Астрахань пассажирская
- Рыбинск – Нижний Новгород – Пермь пассажирская (ежедневно) и по всему Каспийскому морю.
В скорой линии Нижний Новгород- Астрахань новейшие теплоходы, построенные Коломенским заводом, с роскошной отделкой и полным комфортом. Имелись отдельные каюты III класса.
На всероссийской выставке в 1896 г. а Нижнем Новгороде общество «Кавказ и Меркурий» получило за свою судостроительную деятельность высшую награду – государственный герб.
- Пароход «Александр Невский»
- Пароход «Великая княгиня Ксения»
- Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна»
- Пароход «Великий князь Александр Михайлович»
- Пароход «Великий князь Владимир»
- Пароход «Вещий Олег»
- Пароход «Владимир Мономах»
- Пароход «Дмитрий Донской»
- Пароход «Ермак»
- Пароход «Император Александр II»
- Пароход «Императрица Екатерина II»
- Пароход «Императрица Мария Фёдоровна»
- Пароход «Константин Кавос»
- Пароход «Константин Кауфман»
- Пароход «Пётр Великий»
- Пароход «Святослав»
- Пароход «Строганов»
- Пароход «Фельдмаршал Суворов»
- Пароход «Цесаревич Николай»
- Пароход «Цесаревна Мария»
- Теплоход «Багратион»
- Теплоход «Бородино»
- Теплоход «Вадим Аршаулов»
- Теплоход «Великий князь Николай Николаевич»
- Теплоход «Двенадцатый год»
- Теплоход «Король Альберт»
- Теплоход «Кутузов»
- Теплоход «Петроград»
- Теплоход «Царь Михаил»
- Теплоход «Царьград»
- Теплоход «Цесаревич Алексей»